Диагностический инструментарий
30.08.2023
Педагогическая диагностика достижения планируемых
результатов:
1. Педагогическая
диагностика достижений планируемых результатов направлена на изучение
деятельностных умений ребёнка, его интересов, предпочтений, склонностей,
личностных особенностей, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Она позволяет выявлять особенности и динамику развития ребёнка, составлять на
основе полученных данных индивидуальные образовательные маршруты освоения
образовательной программы, своевременно вносить изменения в планирование,
содержание и организацию образовательной деятельности.
2. Цели
педагогической диагностики, а также особенности её проведения определяются
требованиями ФГОС ДО. При реализации Программы может проводиться оценка
индивидуального развития детей, которая осуществляется педагогом в рамках
педагогической диагностики.
3. Специфика
педагогической диагностики достижения планируемых образовательных результатов
обусловлена следующими требованиями ФГОС ДО:
- планируемые
результаты освоения основной образовательной программы ДО заданы как целевые
ориентиры ДО и представляют собой социально-нормативные возрастные
характеристики возможных достижений ребёнка на разных этапах дошкольного
детства;
- целевые
ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в т.ч. и в виде педагогической
диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального
сравнения с реальными достижениями детей и основой объективной оценки
соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и
подготовки детей;
- освоение
Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой
аттестации обучающихся.
Данные
положения подчеркивают направленность педагогической диагностики на оценку
индивидуального развития детей дошкольного возраста, на основе которой
определяется эффективность педагогических действий и осуществляется их
дальнейшее планирование.
4. Результаты
педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для
решения следующих образовательных задач:
а)
индивидуализации образования (в т.ч. поддержки ребёнка, построения его
образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его
развития);
б)
оптимизации работы с группой детей.
5. Педагогическая
диагностика проводится на начальном этапе освоения ребёнком Программы в
зависимости от времени его поступления в дошкольную группу (стартовая
диагностика) и на завершающем этапе освоения Программы его возрастной группой
(заключительная, финальная диагностика).
При
проведении диагностики на начальном этапе учитывается адаптационный период
пребывания ребёнка в группе. Сравнение результатов стартовой и финальной
диагностики позволяет выявить индивидуальную динамику развития ребёнка.
Периодичность проведения педагогической диагностики: начало и конец учебного
года.
6. Педагогическая
диагностика индивидуального развития детей проводится педагогом в произвольной
форме на основе малоформализованных диагностических методов: наблюдения,
свободных бесед с детьми, анализа продуктов детской деятельности (рисунков, работ
по лепке, аппликации, построек, поделок и тому подобное), специальных
диагностических ситуаций. При необходимости педагог может использовать
специальные методики диагностики физического, коммуникативного,
познавательного, речевого, художественно-эстетического развития.
7. Основным
методом педагогической диагностики является наблюдение. Ориентирами для
наблюдения являются возрастные характеристики развития ребёнка. Они выступают
как обобщенные показатели возможных достижений детей на разных этапах
дошкольного детства в соответствующих образовательных областях. Педагог
наблюдает за поведением ребёнка в деятельности (игровой, общении,
познавательно-исследовательской, изобразительной, конструировании,
двигательной), разных ситуациях (в режимных процессах, в группе и на прогулке,
совместной и самостоятельной деятельности детей и других ситуациях). В процессе
наблюдения педагог отмечает особенности проявления ребёнком личностных качеств,
деятельностных умений, интересов, предпочтений, фиксирует реакции на успехи и неудачи,
поведение в конфликтных ситуациях и тому подобное.
Наблюдая за
поведением ребёнка, педагог обращает внимание на частоту проявления каждого
показателя, самостоятельность и инициативность ребёнка в деятельности. Частота
проявления указывает на периодичность и степень устойчивости показателя.
Самостоятельность выполнения действия позволяет определить зону актуального и
ближайшего развития ребёнка. Инициативность свидетельствует о проявлении
субъектности ребёнка в деятельности и взаимодействии.
Результаты
наблюдения фиксируются, способ и форму их регистрации педагог выбирает
самостоятельно. Оптимальной формой фиксации результатов наблюдения может
являться карта развития ребёнка. Педагог может составить её самостоятельно,
отразив показатели возрастного развития ребёнка и критерии их оценивания.
Фиксация данных наблюдения позволит педагогу выявить и проанализировать
динамику в развитии ребёнка на определенном возрастном этапе, а также
скорректировать образовательную деятельность с учётом индивидуальных особенностей
развития ребёнка и его потребностей.
Результаты
наблюдения могут быть дополнены беседами с детьми в свободной форме, что
позволяет выявить причины поступков, наличие интереса к определенному виду
деятельности, уточнить знания о предметах и явлениях окружающей
действительности и другое.
8. Анализ
продуктов детской деятельности может осуществляться на основе изучения
материалов портфолио ребёнка (рисунков, работ по аппликации, фотографий работ
по лепке, построек, поделок и другого). Полученные в процессе анализа
качественные характеристики существенно дополнят результаты наблюдения за
продуктивной деятельностью детей (изобразительной, конструктивной, музыкальной
и другой деятельностью).
9. Педагогическая
диагностика завершается анализом полученных данных, на основе которых педагог
выстраивает взаимодействие с детьми, организует РППС, мотивирующую активную
творческую деятельность обучающихся, составляет индивидуальные образовательные
маршруты освоения образовательной Программы, осознанно и целенаправленно
проектирует образовательный процесс.
10. При
необходимости используется психологическая диагностика развития детей
(выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей, причин
возникновения трудностей в освоении образовательной программы), которую
проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи). Участие
ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его
родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики
могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и
оказания адресной психологической помощи.
Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка
в МКДОУ детский сад № 63 проводится на основе «Диагностики
педагогического процесса», автор-составитель Верещагина Н.В., изд.
«Детство-пресс», 2014г.
Система
мониторинга содержит 5 образовательных областей, соответствующих Федеральному
государственному образовательному стандарту дошкольного образования, приказ
Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года:
«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое
развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», что
позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и
при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня
освоения каждым ребенком содержания образовательной программы учреждения.
Таблицы
педагогической диагностики заполняются дважды в год, в начале и конце учебного
года для проведения сравнительного анализа.
Инструментарий
педагогической диагностики представляет собой описание тех проблемных ситуаций,
вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, который используется для определения
уровня сформированности у ребенка того или иного параметра оценки. Следует
отметить, что часто в
период
проведения педагогической диагностики данные ситуации, вопросы и поручения
могут повторяться, с тем чтобы уточнить качество оцениваемого параметра. Это
возможно, когда ребенок длительно отсутствовал в группе или когда имеются
расхождения в оценке определенного параметра между педагогами, работающими с
этой группой детей. Музыкальные и физкультурные руководители, педагоги
дополнительного образования принимают участие в обсуждении достижений детей
группы, но разрабатывают диагностические критерии в соответствии со своей
должностной инструкцией и
направленностью
образовательной деятельности.
Каждый
параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами,
с тем, чтобы достичь определенной точности. Также одна проблемная ситуация
может быть направлена на оценку нескольких параметров, в том числе из разных
образовательных областей.
Основные
диагностические методы педагога образовательной организации:
– наблюдение;
– проблемная (диагностическая) ситуация;
– беседа.
Формы
проведения педагогической диагностики:
– индивидуальная;
– подгрупповая;
– групповая.